Русская Община Резекне







afisha
afisha
afisha
afisha

Где начинается светлое будущее?

Дата добавления (г-м-д): 2015-07-04

Автор: Валерий Бухвалов, Dr.paed.

Где начинается светлое будущее?

 

«Разруха начинается в головах».

М.А. Булгаков

 

            Неолиберальное болото, в котором мы сегодня сидим по уши, многим кажется временным переходным периодом к светлому будущему. Есть и такие, кто совершенно серьезно пытается доказать, что еще немного усилий, еще чуть-чуть и к власти придут «правильные» политические силы, которые приведут нас к светлому будущему. При этом, люди совершенно не вникают в социально-экономические программы «правильных» политических сил. А если бы вникли, то сильно бы разочаровались.

Потому, что у «правильных» политических сил эти программы в целом такие же неолиберальные, как и у «неправильных». А это значит, что светлого будущего для всех не будет. При неолиберализме, светлое будущее бывает только для избранных. Читатель спросит – причем тут неолиберализм, если работать надо, например, над снижением налогов? А притом, что неолиберальная доктрина предусматривает снижение налогов для богатых, а с бедных, считают неолибералы, нужно брать по максимуму. Ведь бедные, согласно их догмам, сами виноваты в том, что они бедные.

Советское и современное атеистическое образование, сформировало у многих из нас исключительно материалистическое понимание исторического процесса. Многие до сих пор убеждены, что историческое развитие направляется сугубо материальными силами - борьбой классов, партий, политических лидеров и движений, на основе предлагаемых ими программ социально-экономических преобразований. Для многих не важно, какие идеи господствуют в наших головах, важно, чтобы к власти пришли «правильные» политические силы, которые и решат наши проблемы. И желательно быстро и желательно вместо нас.

Однако это не так, исторические преобразования начинаются и направляются новыми идеями. Вначале всегда будет слово. Именно новые идеи формируют политические силы и лидеров, которые осуществляют кардинальные социально-экономические преобразования общества. И пока нет новых идей, не будет быстрых и красивых преобразований бытия.

Но не всякие идеи способны формировать материальные силы для преобразования бытия. Целевыми установками прогрессивного развития общества становятся такие идеи, которые формируются на основе исторических традиций нации, дополняются новыми смыслами притягательной перспективы. Новые смыслы могут быть заимствованы из опыта других стран, созданы на основе логики модернизации традиций. Но развитие никогда не строится на отказе от собственных исторических традиций, это тупиковый путь. Но именно этим путем мы сегодня и идем.

.Нобелевский лауреат Я. Тинберген говорит о западном либеральном типе хозяйства как образце для всего мира следующее: «Такой мир невозможен и не нужен. Верить в то, что он возможен ¾ иллюзия, пытаться воплотить его ¾ безумие». Но наши правители выше рассуждений всяких там нобелевских лауреатов, для них западная модель неолиберализма – откровение. Поэтому нет у нас социально-экономической перспективы, и никакие программы развития неолиберальной модели не могут ее дать. Труп нельзя оживить, неолиберальная идея уже давно исчерпала себя. А новых идей у нашей политической элиты нет.

В основе новых идей могут быть ценности добра или зла, это определяется духовностью политической элиты, которая формулирует и реализует эти идеи. Но идеи не могут оставаться без развития. Потому что именно идеи определяют и объясняют настоящее и вдохновляют на строительство будущего. Если идеи перестают объяснять настоящее и, тем более, утрачивается смысл будущего, то социально-экономическая система общества обречена на деградацию. Разве не это мы сегодня наблюдаем?

Как вы думаете, почему после прихода к власти в 1917 году большевики смогли удержаться и в конечном итоге построить великую Державу, вторую по мощи в мире? Имейте в виду, что никакой программы построения социализма у большевиков не было, ни хорошей, ни плохой. Более того, большинство населения России о большевиках и их идеях почти ничего не знало, но позднее, это большинство встало на сторону большевиков.

Потому, что народ поверил в идеи большевиков о правде и справедливости. Именно идеи правды и справедливости были главными и понятными каждому. Эти идеи были ничем иным, как модернизацией смыслов традиций исторической России. И лидеры большевиков это прекрасно понимали. Поэтому к началу первой пятилетки марксистская догматика полностью исчезла с первых полос газет, а с начала тридцатых годов появились новые – лозунги строительства социализма. Интересно, почему у нас нет лозунгов строительства светлого неолиберального будущего? Злые языки утверждают, что у неолиберализма нет светлого будущего.

Приняв предложенные большевиками идеи, народ стал участвовать в большевистских проектах честно, как его учили в церковно-приходских школах – ведь народ был воспитан на христианской нравственности, где слова «Бог», «правда», «честность» и «справедливость» неразделимы. Согласно данным переписи населения 1939 года, 50% городского и 70% сельского населения из 170 млн. всего населения СССР указали, что они – верующие.

Вспомним героя Евгения Урбанского в фильме «Коммунист». Он трудов Ленина не читал, марксизма не знал, но он верил в честность и справедливость новой власти. И таких были десятки миллионов, которые поддержали большевиков ради правды, честности и справедливости. Поэтому культурная революция, индустриализация, коллективизация, несмотря на тяжелые ошибки и преступления дали феноменальные результаты. Не зря А. Зиновьев напишет, что главная причина ненависти к сталинизму совсем не в репрессиях, а в поразительной успешности его свершений.  

Вот что писал об этих свершениях американский посол в СССР в 1937–1938 гг. Джозеф У. Дэвис: «С группой американских журналистов я посетил пять городов, где осмотрел крупнейшие предприятия: тракторный завод - 12 тысяч работающих, завод электродвигателей -  38 тысяч рабочих, Днепрогэс, алюминиевый завод - 3 тысячи рабочих, который считается крупнейшим в мире, Запорожсталь - 35 тысяч рабочих, больницу - 18 врачей и 120 медсестер, ясли и детские сады, завод Ростсельмаш - 16 тысяч работающих. Дворец пионеров - здание с 280 помещениями для 320 преподавателей и 27 тысяч детей. Здесь у детей раскрываются и развиваются их дарования».

О жизни простых людей посол пишет: «Средняя зарплата от 200 до 250 рублей. В заводской столовой можно хорошо пообедать на 2 рубля. Квартплата не превышает 15% от заработка. Стахановцы получают до 2000 рублей, столько же зарабатывает и директор. Каждое предприятие работает на принципе самоокупаемости, заработанные прибыли идут на различные нужды, в том числе на строительство школ, которых только за прошлый год было построено в Днепропетровске 16 – больших зданий из белого кирпича на 25 – 30 комнат».

И, наконец, вывод американского посла: «В целом новые промышленные районы производят потрясающее впечатление: русским удалось сделать за 7 лет столько же, сколько Америке за 40 лет – начиная с 80-х годов прошлого века». Откуда энергия энтузиазма первых пятилеток? Может быть православный русский народ, 85% которого были крестьяне черпал эту энергию из идей диктатуры пролетариата, классовой борьбы, мировой революции?

Энергия свершений пришла из новой советской идеологии, о которой А.А. Зиновьев писал: «Официально считалось, что советская идеология была марксизмом-ленинизмом. Это верно в том смысле, что марксизм и ленинизм послужили основой и исторически исходным материалом для нее, а также образцом для подражания. Но неверно сводить ее к марксизму-ленинизму. Идеология исходила из ложной предпосылки, будто человек есть «совокупность общественных отношений» и из любого человека можно воспитать своего рода коммунистического ангела. Этот эксперимент не удался. Природные качества людей и те качества, которые вырабатывались у них в опыте практической жизни и под влиянием всякого рода негативных воздействий, оказались сильнее прививаемых искусственно. Тем не менее, прививавшаяся советским людям система высших ценностей и моральных качеств в какой-то мере сдерживала развитие качеств негативных, держала массы людей в некоторых терпимых рамках».

А что это за система высших ценностей и моральных качеств? Посмотрите фильмы тридцатых годов, послушайте музыку тех лет, обратите внимание на названия книг, которые тогда издавались массовыми тиражами, почитайте газеты. И вы увидите, что светлое будущее начиналось в духовных ценностях Русской цивилизации, которые марксисты-ленинцы стали восстанавливать, хотя должны были уничтожать. И терпимые рамки, которые можно назвать сохранением и укреплением исторических традиций, позволяли сделать жизнь достаточно безопасной, здоровой, благоустроенной, образованной и культурной.      

Сегодня мы пытаемся, копируя западную модель социально-экономических отношений достичь прогресса. Но это тупиковый путь. Копия всегда будет хуже оригинала. Более того, без опоры на собственные традиции, ни одно государство мира не достигало социально-экономического прогресса. А для прогресса нужны идеи, а их нет, есть программы «правильных» и «неправильных» политических партий. Отсутствие продуманного комплекса идей, вытекающих из наших традиций, есть отсутствие притягательной исторической перспективы. Без нее, невозможно формирование единства нации, на основе общих целей и интересов - ведь это единственное, что можно противопоставить неолиберальному разобщению общества. Поэтому и все потуги интеграции общества провалились с треском.

На основе чего возможно формирование комплекса новых идей? Во-первых, на восстановлении традиций исторической памяти. Лучших традиций первой Латвийской республики и советского периода. Во-вторых, необходимы новые целевые установки для развития исторических традиций. В-третьих, продуманное, а не бездумное копирование западного опыта. В-четвертых, обеспечение духовно-нравственного приоритета в экономических преобразованиях и при обязательном участии государства.

Профессор Преображенский утверждал, что разруха начинается в головах, но ведь и светлое будущее в них же начинается. Вот только где эти головы?

 

Валерий Бухвалов, Dr.paed.